Процессы художественной ковки
Для художественной обработки наиболее пригодны мягкие сорта стали, в которых содержится до 0,13% углерода. Но также используется материал с содержанием до 0,22% углерода.
Для производства кованых изделий требуется специальные инструменты. Наковальня - одно из основных приспособлений кузнецов. На ее роге очень удобно загибать металл, а в отверстия вставляются шпераки (приспособления для сложнорельефной ковки). Металл рубиться только у основания рога, в противном случае зубило быстро придет в негодность, если рубить на закаленной части наковальни. Наковальня крепится костылями на дубовом чурбане.
При небольших поковках металл обрабатывается ручником, а также с его помощью указывается место, по которому должен ударить молотобоец кувалдой. Вес ручника варьируется от 0,5 до 1,5 кг. Рабочая часть, как правило, плоская, верхняя же часть бывает заостренной в виде тупого зубила или закругленной. Верхняя и нижняя части ручника закаливаются. Длина ручки от 300 до 400 мм.
Кувалда-молот весит от 2 до 8 кг. При таком весе молотобоец держит инструмент обеими руками. Оба конца молота - плоские. Рукоятка кувалды делается из прочной и легкой рябины.
Клещами вынимается и удерживается раскаленная поковка. Губки бывают плоской, полукруглой, трубчатой формы, но при необходимости могут быть изменены в соответствии с профилем поковки. Обрабатываемую деталь крепко и плотно обхватывается клещами.
Пробойники служат для пробивки отверстий и имеют различные сечения - квадратные, круглые, прямоугольные. Для того чтобы придать поковке цилиндрическую, граненую или эллиптическую форму, ее обрабатывают в обжимке. Верхнюю часть насаживают на деревянную ручку, а нижнюю закрепляют в отверстии наковальни.
Для выглаживания поверхности кованого изделия служат гладилки. Нижняя часть должна быть хорошо отшлифована.
Все многочисленные кузнечные приемы, которые чередуются в различной последовательности, можно свести к нескольким основным. Раскаленную полосу металла гнут между штырями, вставленными в стальную плиту. Если нужно уменьшить длину заготовки и одновременно увеличить ее поперечное сечение, деталь целиком нагревают, ставят вертикально на наковальню и бьют кувалдой по верхнему концу, прочно удерживая щипцами. Надо обязательно следить, чтобы деталь не гнулась, и периодически ее выравнивать. Такая операция называется осадкой. В других случаях этот прием используется не по всей длине заготовки, а только в нужной ее части и называется высадкой.
При высадке нагревается лишь одна часть, которую нужно утолстить. Если же нужно увеличить длину и уменьшить толщину детали, ее вытягивают.
Чтобы разделить поковку на части, сначала ее нагревают до темно-красного цвета, а затем кладут на наковальню и с помощью молота и кузнечным зубилом разрубают. Прорубив на три четверти толщины, переворачивают поковку и заканчивают операцию с другой стороны.